Социальная наружная реклама: ее подвиды, особенности отечественной и зарубежной
Специалисты в области рекламного бизнеса подразделяют социальную рекламу на четыре основных вида — это общественная, некоммерческая, государственная и чисто социальная. Также встречаются информационные продукты, которые продвигают на рынке какие-то организации, услуги или программы, организуют рекламу ценностей.
Подвиды социальной рекламы
Во всем мире существует реклама ценностей. Обычно на ней нет брендов создателей какого-то продукта. И это — чистый социальный проект. В России таких минимум. А вот социальный дискурс — более распространенное явление. Речь идет о таких рекламных продуктах, на которых присутствует подпись. Это может быть подвид коммерческой или политической рекламы с социальным дискурсом.
Если говорить об информационной социальной рекламе, то ее первоочередная задача — привлечь внимание общества к определенным проблемам и сообщить о возможности их решить, проинформировать о существующих социальных программах. Очень важно, чтобы в такой рекламе была предусмотрена обратная связь — любые контакты: номер телефона, адрес сайта или электронная почта. Грамотно организованный информационный посыл может остро вскрыть проблему и при этом, не снимая с себя ответственности, предложить зрителям выбор путей ее решения.
Очень важно вызвать эмоцию, выразить отношение к затронутой ситуации. Например, сюжет о детях-сиротах должен вызвать эмоции, чувства жалости, сострадания, желание чем-то помочь — кто-то выберет материальный вариант, кто-то решится на усыновление. Но в этом случае есть важный обратный эффект — иногда такие спонтанные решения, импульсивные поступки могут стать теми, о которых позже люди жалеют. В той же ситуации усыновления — когда люди оказываются неготовыми к воспитанию чужих детей, не умеют находить “ключик” к их характерам, вкладывать средства в лечение болезней, которые часто бывают хроническими или наследственными.
Термин ”социальная” в отношении рекламы существует только в России. В других странах она называется “некоммерческой или общественной”. За границей ее основная задача — стимулировать людей делать пожертвования или призывать отдать голос в каких-то выборах, привлекать внимание к событиям, происходящим в обществе. К государственной рекламе к нашей стране относится та, которая касается налоговой полиции, ВВС или армии и продвигает их интересы.
Темы информационного посыла
Социальная реклама — это современный вид коммуникации для гуманизации общества. А еще щиты с такой информацией и билборды с призывами участвуют в процессе формирования нравственных ценностей, изменяют поведенческую модель людей и всего общества. Чаще всего темой для такого рекламного продукта являются такие проблемы, как:
- насилие в семьях;
- СПИД;
- наркомания;
- пьянство;
- охрана окружающей среды;
- здоровье.
При создании дизайн-макетов рекламщиками используются два основных направления — в первом закрепляются нормы и правила, принятые в обществе, а во втором — призыв легитимизировать существующие (предлагающиеся) поведенческие и моральные нормы. Иллюстрацией второго варианта могут быть плакаты с призывами и картинкой «стратегического» отношения к жизни. Но в России чаще встречается инструментальная реклама социального характера — она подталкивает зрителей к определенному действию.
Социальная реклама отличается от коммерческой тем, что вместо бренда, логотипа компании, товара или услуги, в ней доминирует идея с социальной ценностью. Если задача коммерческой — склонить зрителя к покупке, то социальная напоминает, информирует, убеждает, изменяет отношение людей к определенной проблеме. Например, реклама ВС должна изменить отношение общества к своей армии, убедить людей, что служба в ее рядах — священный долг настоящих мужчин-защитников Отечества, семьи. В результате число уклоняющихся от службы призывников сокращается.
Носители социальной рекламы
Для социальной рекламы носители могут быть самыми разными — это
- щиты;
- неоновые конструкции;
- пилоны;
- вывески;
- лайтбоксы;
- растяжки;
- билборды;
- указатели.
И если в коммерческой рекламе эффект измеряется увеличивающимся уровнем продаж, то в социальной он отражается в формировании устойчивого общественного мнения к проблеме или типажу. Иногда результат рекламы социальной направленности можно заметить через целое поколение.