Особенности социальной наружной рекламы Финляндии
Финская социальная реклама заслуживает внимания по двум основным причинам. Она наглядно демонстрирует, что жизнь в стране, которая позиционирует себя, как самую благополучную для проживания, а на самом деле все не так уж безоблачно и благополучно. Кроме этого, особо внимания заслуживает ее качество — часто такой рекламный продукт может смело соперничать с отдельными произведениями искусства.
О чем рассказывает финская социальная реклама?
В отличие от коммерческой, социальная реклама в любой стране ставит перед собой абсолютно другие цели, чем повышение уровня продаж услуг или товаров. Она призвана изменить жизнь общества или его отношение к одной из социальных проблем. Что же в Финляндии считается “общественным злом” и становится идеей для создания наружной рекламы? В первую очередь, это алкоголизм. В этой стране еще в 1818 году был принят “сухой” закон. Еще в позапрошлом веке правительство пыталось объявить бой “зеленому змию”. Но через 13 лет отказалось от такой радикальной меры в силу его полной бесполезности.
Правительство приняло другие, более рациональные действия — ограничило время продажи спиртного. И тогда же начали использовать такой эффективный инструмент, как наружная реклама социального характера. Сейчас — это печатная продукция, телевизионные ролики и брандмауэры, которые пропагандируют здоровый образ жизни и предлагают отказаться от выпивки в больших количествах. Финны — “за” умеренность в этом вопросе.
Следующая социальная проблема посвящена проблеме наркомании. Она обострилась после того, как были открыты границы с Евросоюзом и в страну начали приезжать не только туристы и рабочие, а и наркокурьеры. Теперь на улицах финских городов можно встретить плакаты с информацией о вреде такого пагубного пристрастия. Чаще всего их размещают на автобусных остановках — такой вид “наружки” самый эффективный в стране озер и лесов.
Еще одна категория наружной рекламы социального характера, которая повсеместно встречается в Финляндии — это борьба со СПИДом и ВИЧ. Такие щиты и баннеры встречаются возле ночных клубов и баров. В этой северной стране инфицированными считаются всего 0,1% населения. Но правительство уверено — показатель следует снизить до 0%. Поэтому среди профилактических мер социальной рекламе отводится одно из главных мест.
Далее стоит отметить такой лейтмотив социальной рекламы, как безопасность дорожного движения. И в этом вопросе следует отметить, что это скорее упреждающая мера — финские водители одни из самых аккуратных и ответственных — строго соблюдают правила дорожного движения. Поэтому такая социальная реклама вдоль дорог на щитах и билбордах больше ориентирована на безопасность пассажиров — им напоминают о необходимости пользоваться ремнями безопасности.
Если говорить о национальной черте финской наружной рекламы, то она, как и жители этой страны — немногословна и сдержана. А еще она по-скандинавски креативная.
Финны — нация без комплексов
К отличительной особенности финской наружной рекламы социального характера относится тот факт, что представители этой национальности не стесняются говорить о различных физиологических подробностях. Например, антиалкогольные плакаты могут содержать блюющий персонаж.
Плакаты антитабачной компании демонстрировали человека из двух половинок — на одной изображен здоровый персонаж, на второй — человек, обезображенный сопутствующими табакокурению болезнями. Креативный подход финских дизайнеров красочно проиллюстрирован и в кампании по пропаганде безопасного секса. На плакатах мужчины и женщины изображены в виде Google-карт, на части которых есть надписи «До тебя здесь бывало 25 партнеров”.
Иногда наружная реклама в Финляндии достаточно жесткая — она мало щадит чувства людей, которые на нее смотрят.
Инициатором создания социальной наружной рекламы в Финляндии выступают не только представители властных структур. Это могут быть общественные и благотворительные организации.